Russian English  +7 (495) 208-2-000   info@i-cg.ru  ООО "МКГ" - Консалтинговая компания ICG

Russian English

 

 

Фискализация налоговой системы набирает обороты
Октябрь 25 2016 0 Комментарий

Фискализация налоговой системы набирает обороты

Внесенный в Государственную Думу 20 октября проект Федерального закона № 11078-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в большей степени направлен на повышение бюджетных доходов.


Директор консалтинговой компании ICG Владимир Саськов высказал свою точку зрения на внесенный Правительством законопроект.


Он отметил, что ряд поправок в Налоговый кодекс являются логичными и разумными, так как вытекают из логики жизни. В частности исключение из перечня контролируемых сделок по предоставлению поручительств между российскими организациями (за исключением банков), а также уточнение положения в части формирования консолидированной группы налогоплательщиков. Если действующие нормы Кодекса ограничивают право включения в КГН лиц в отношении которых возбуждено дело о признании банкротом, то новая редакция предусматривает что такое ограничение распространяется исключительно на лиц, по которым принято решение о банкротстве.


Безусловной поддержки по мнению Владимира Саськова заслуживают предложения Правительства по предоставлению налоговых преференций по НДС в сфере пассажирских железнодорожных перевозок на дальних направлениях по аналогии с пригородными перевозками. Он отметил: «Я считаю, что установление нулевой ставки по НДС по всем пассажироперевозкам ж/д транспортом до 2030 года должно не только помочь в сдерживании цен на билеты, но и реализовывать долгосрочные инвестиционные планы РЖД».


Важной новеллой являются положения законопроекта предоставляющие право налогоплательщикам наряду с банковской гарантией в рамках заявительного порядка возмещения НДС и экспортных акцизов, использовать поручительства компаний, не являющимися банками.


Логичным представляется и введение новых объектов налогообложения акцизами. Речь идет о так называемых альтернативных способах доставки никотина в организм: электронных сигаретках, никотиносодержащие жидкости и т.п.


Обращает на себя внимание поправка устанавливающая правило, по которому в случае расхождения оценки налоговой базы по акцизам на алкоголь и данных ЕГАИС то налоговые органы будут основываться на данных ЕГАИС.


Пожалуй, впервые законодательно закрепляется верховенство электронных баз данных. По мнению Владимира Саськова данное решение вызывает двоякое чувство. С одной стороны все логично, с другой если в настоящее время подобного рода разногласия ушли бы в разбирательства вплоть до судебного, то предлагается сразу брать акциз исходя из базы данных, а уж потом при большом желании оспаривать. В работе с электронными инструментами всегда стоит проблема надежности, в том числе в силу наличия рисков несанкционированного доступа.


В отношении акцизов, законопроект предусматривает и новаторство в сфере налогообложения сигарет и папирос.


В целях противодействия скапливания в конце года сигарет по ставкам текущего года, предлагается установить коэффициент 1,3 для сигарет объем реализации которых в любой из месяцев в период с 1 сентября по 31 декабря текущего года превышает объем среднемесячной реализации в прошлом году.
Придумывая новые различные ухищрения в сфере администрирования акцизов на сигареты, Минфин с удивительным упорством сохраняет экзотическую для нашей страны конструкцию комбинированной ставки акциза на сигареты и папиросы.


При этом, в отношении налогообложения полезных ископаемых Минфин шаг за шагом переходит к твердым ставкам.


В частности рассматриваемый законопроект предусматривает установление ставки в размере 730 рублей за тонну добытой многокомпонентной комплексной руды на месторождениях Красноярского Края.


Неоднозначным представляется решение о предоставлении права исполнения налоговых обязательств третьими лицами. Компания ICG всегда поддерживает инициативы, направленные на расширение прав налогоплательщиков. Однако исходя из опыта, эксперты компании выражают опасения что территориальные налоговые органы проявят чрезмерное усердие в давлении на компании по взысканию задолженности за счет третьих лиц.


Также неоднозначным представляется и решение по увеличению федеральной ставки по налогу на прибыль с 2% до 3% на период с 2017 по 2020 гг. Данное предложение идет несколько вразрез с логикой стимулирования развития налоговой базы в регионах. Подобного рода решения скорее направлены на решения сиюминутных бюджетных проблем.


В свою очередь Владимир Саськов и эксперты компании ICG неоднократно высказывались ровно за обратное: передачу федеральных 2% на муниципальный уровень.


В условиях недостаточности инвестиционных ресурсов вызывает недоумение положение законопроекта предусматривающее введение ограничения для переноса убытков в размере не более чем 30% от налоговой базы.


В тоже время наибольшее удивление вызывает поправка в статью 75 Налогового кодекса (Пеня).


Сохраняя размер пени для физических лиц в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки уплаты налогов (сборов), Правительство предлагает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установить, что до 30 дней просрочки действует старая ставка (1/300), а после 30 дней вводится ставка в размере 1/150 от ставки рефинансирования (справочно: проект Основных направлений налоговой политики предусматривал ставку1/180).
Категорически не поддерживая данное решение Владимир Саськов высказал следующее. Мотивация авторов инициативы понятна – выгоднее «перекредитоваться» у бюджета чем в банке. Но давайте честно признаем, а сколько налогоплательщиков задерживают налоговые платежи исходя из подобной логики? И так ли много пени по текущим платежам?


Цифры статистической налоговой отчетности уверенно дают отрицательный ответ. Согласно формы статистической налоговой отчетности 4-НМ, по состоянию на 1 января 2016 года общий размер пени по задолженности составлял 230,2 млрд. рублей в том числе 164,5 млрд. рублей или 71,5% это задолженность по пени начисленным по результатам контрольных мероприятий. При этом непосредственно в 2015 году по результатам контрольных мероприятий начислено порядка 40 млрд. пени.


То есть, если бы норма о ставке пени в размер 1/150 действовала, то сумма пени уже была бы не 40, а 80 млрд. руб.!


Рост фискальной нагрузки на лицо, при том что власти страны регулярно декламируют стремление не повышать уровень налоговой нагрузки.


И самое главное, зачастую нарушение сроков исполнения налоговых обязательств обусловлено растягиванием сроков по расчетам за выполненные работы. Особо остро проблема наблюдается при государственных и муниципальных контрактах, а также при выполнении работ для госкорпораций.


Это означает, что выполнив работы компания обязана начислить и уплатить НДС а денег на его уплату нет!
Проблема значительного растягивания по срокам расчетов по выполненным работам многогранна.


Однако частичным решением данной проблемы было бы предоставление права исчислять НДС по «кассовому» методу.
Компания ICG продолжает надеяться, что рассматриваемый законопроект в рамках второго чтения претерпит существенные изменения, направленные на налоговое стимулирование развития экономики.


С текстом законопроекта и материалами к нему можно ознакомиться здесь и на сайте Государственной Думы Российской Федерации (номер законопроекта 11078-7).

(1 Голосовать)

Оставить комментарий